Фото: Фото: Максим Берштейн
Почему в Карелии кинозритель не видит хорошего российского кино

Корреспондент «Фактор News» стал единственным представителем СМИ Карелии, принявшим участие в работе Лаборатории региональной киножурналистики «Наш экран» - и это заставило его по-другому взглянуть на сегодняшнюю российскую киноиндустрию

Лабораторию, работавшую с 19 по 23 августа в столице Северной Осетии-Алании, смело можно назвать уникальным событием. Несмотря на то, что кинематограф по-прежнему остается самым популярным видом искусства у россиян и немало репортеров пишет о кино, за 24 года работы мне ни разу не приходилось побывать на семинаре для журналистов по этому направлению. Было все – расследования, энергетика, театр, правовые аспекты, международное сотрудничество, туризм, армия… А вот кино не было. Это территория для посвященных, и все они живут в столицах.

Возможно, именно такое положение вещей заставило обозревателя «Российской газеты», а по совместительству писателя и сценариста Максима Васюнова и председателя Гильдии продюсеров и организаторов кинопроцесса Филиппа Кудряшова задуматься о некоей киношколе, в которой могли бы учиться именно представители регионов. Так и родилась идея Лаборатории киножурналистики.

Проект поддержали Союз кинематографистов России и его Северо-Осетинское отделение, Президентский фонд культурных инициатив, Министерство культуры и Комитет по делам печати и массовых коммуникаций Республики Северная Осетия-Алания.

«Студентов» набирали со всей страны, но только 20 человек и по конкурсу: нужно было предоставить уже опубликованную кинорецензию. Так что спасибо режиссеру Карену Шахназарову, снявшему картину «Хитровка. Знак четырех», которую корреспондент «Фактора» успешно разругал и тем самым обеспечил себе место в Лаборатории.

Читайте по теме: «Вы все Конан Дойлы, а я Д’Артаньян»: обозреваем новинки кино» 

Пять дней представители различных «киношных» профессий рассказывали нам о тонкостях своего ремесла. Режиссеры игрового и документального кино, актриса, продюсеры, оператор, киновед, сценарист…

Профессию актера презентовала Ольга Хохлова

Организаторы киношколы поставили перед ними задачу объяснить журналистам, как писать о кино и что видеть в картине, чтобы рассказать о ней зрителю. Потому что такого рассказа сейчас больше всего не хватает отечественной киноиндустрии для продвижения новых фильмов.

«Мы потеряли в свое время школу профессиональной кинокритики, - признает Филипп Кудряшов. – Те кинокритики, которые выпускаются во ВГИКе – их достаточно ограниченное количество, и не все они журналисты. И не у каждого издания есть возможность брать в свой штат человека, который будет писать именно о кино».

Филипп Кудряшов

Но за время работы Лаборатории выяснилось, что дело не только в редакционных возможностях и в подготовленности кинорепортера. Вряд ли какая-нибудь редакция откажется от качественного материала о кинематографе. Даже в Карелии, где отделение Союза кинематографистов занимает одну комнату, умудряются снимать художественные фильмы. А кто-то уже работает в Большом кино.

Читайте по теме: «Режиссер из Карелии рассказал, какое будущее ждет кинематограф республики» 

Кстати: комната карельского отделения Союза кинематографистов – одна на 280 тысяч населения города. Во Владикавказе, где проживает чуть более 290 тысяч, имеется собственный Дом кино…

Фото: Максим Берштейн

Проблема в том, что по-настоящему качественная кинопродукция просто не доходит до зрителя и, соответственно, до прессы. То, что сегодня идет на наших экранах, – это продюсерское кино, сделанное для того, чтобы собрать кассу. Поэтому его создают по устоявшимся лекалам, которые должны привести к финансовому успеху. Авторское кино дистрибьюторы просто не берут в прокат, потому что оно не окупится.

Самый характерный пример. Возьмем всем известную студию «Мельница», которая уже 20 лет клепает полнометражные анимационные ленты о приключениях русских богатырей. Едва ли не каждый год выходит очередная серия саги о тридцати трех богатырях, не считая осла.  Но кто знает, что режиссер Константин Бронзит, в 2004 году создавший первый фильм из этой франшизы – «Алеша Попович и Тугарин Змей» - спустя 10 лет на той же «Мельнице» создал короткометражку «Мы не можем жить без космоса», которую номинировали на «Оскар» как лучший короткометражный анимационный фильм? Талантливая, пронзительная, смешная и щемящая картина, которую абсолютное большинство россиян не увидело, потому что негде.

И ленту от тех же создателей «Уборная история — любовная история» 2006 года мы тоже не увидели, а она тоже номинировалась на «Оскар»…

Ну, с мультфильмами понятно, это то немногое из качественного, что мы сохранили с советских времен. Наши режиссеры анимационного кино спокойно могут конкурировать с Диснеем и «Пиксаром», если только не начинают им подражать. Но кто знает, на каких высотах сейчас парит наше неигровое кино, которое принято называть документальным? Только члены киноклубов, которые есть далеко не в каждом городе, и гости кинофестивалей, которые проходят далеко не в каждом регионе.

В рамках Лаборатории участникам показали фильм Светланы Быченко «A lumine motus/Меня приводит в движение свет».

Светлана Быченко

Он о природе, главные герои – цветы и насекомые. И он ничем не уступает знаменитому «Микрокосмосу» Клода Нуридзани и  Мари Перену, снятому в 1996 году. Но «Микрокосмос» известен всем, технический Гран-при Каннского фестиваля получил, а фильм Быченко даже в Сети не найти.

Что касается игрового кино, то здесь произошла серьезная трансформация. Вы никогда не задумывались, почему народ так увлекся сериалами? Да просто они доступны. Куча интернет-платформ размещают этот по существу пиратский контент, а некоторые теперь даже сами его озвучивают, и весьма профессионально. Практически любой сериал можно посмотреть, не выходя из дома. В кино мы идем на что-то не ниже рангом, чем «Мастер и Маргарита» Михаила Локшина. Но зато о сериалах мы говорим на уровне «зашло – не зашло», а «Мастера» готовы обсуждать до драки…

Читайте по теме: «Что не так с новым фильмом «Мастер и Маргарита»: русская классика с иностранным акцентом» 

Между тем российский зритель, похоже, изголодался по качественному кино. Он хочет не только смотреть, но и делиться мыслями об увиденном. Работа Лаборатории это ясно продемонстрировала: мастер-классы специалистов периодически «проваливались» в обсуждение фильмов, потому что есть что сказать и о чем сказать. Вот как по окончании киношколы прокомментировал ее итоги Максим Васюнов:

«Двадцать коллег со всей страны, дюжина кинокартин, глубокие обсуждения и дискуссии, о которых мечтает «Закрытый показ» (ток-шоу с обсуждением кинофильмов, транслирующееся на «Первом канале» - ред.)! Давно в нашей стране так не говорили о кино!

Максим Васюнов

Давно не парировали так на заявления кинодеятелей, что художник якобы никому ничего не должен. Давно не прижимали к стенке экспертов, пытающихся доказать, что это зритель дурак, если он не понял режиссёра. Давно так не спорили друг с другом создатели светлого кино и сеятели чернухи (первые победили!) Давно у журналистов так не горели глаза от встречи с подлинным киноискусством!..»

Итак, вопрос с журналистами можно считать решенным: если хотя бы раз в год в стране будет проходить подобная киношкола, в регионах появятся подготовленные репортеры, способные писать о кино профессионально. Теперь вопрос в том, как обеспечить эту самую встречу журналиста с подлинным искусством. Корреспондент районной газеты не найдет денег для поездки на кинофестиваль в Екатеринбург. Кинофестиваль к нему приехать может, но это потребует существенных затрат. Это значит, что без вливаний из казны не обойтись.

В каком виде должна оказываться государственная поддержка в продвижении отечественного кино, нам еще только предстоит определить. Пока же нам остается следить за пресс-релизами кинофестивалей, с надеждой позже найти фильмы- победители в Интернете. Альтернативы, похоже, нет.

Текст: Максим Берштейн. Фото: Лаборатория региональной киножурналистики «Наш экран»

 

Комментарии